Здравствуйте Игорь! Да, можете. Напишите нам на электронный адрес zn-truda@yandex.ru
А это сегодняшнее здание… Недавно здесь побывал мой сын – преподаватель педколледжа, что в Бохане. Они каждый год ездят проверять учащихся, проходящих практику в школах. Был под впечатлением увиденного: содержания здания, вежливости учеников. Особо отметил радушие и гостеприимство, с каким их встретили, сказал, что нигде в округе такого не видел. Я был горд за нашу Обусинскую школу. Без преувеличения скажу: все, что знаю, все, что умею, я получил в стенах этой школы от своих учителей. Здесь сформировался и мой характер. В последующие годы Бильчирская школа лишь пополнила знания, отшлифовала умения и закалила характер. Мы, выпускники Обусы, а затем Бильчира, пели известную песню, переделав строки: «Я еще допою комсомольскую песню свою, только кто мне придумает новый Бильчир, кто другую найдет Обусу».
Директором в 1958 году был Роман Вахрамеевич Багадаев. Да, тот самый легендарный Багадаев, поощренный за досрочный – к началу учебного года - ввод в эксплуатацию нового здания школы путевкой на черноморский курорт. Фронтовик, весельчак, балагур, острослов и в то же время принципиальный, строгий, но справедливый человек. Любил иронизировать, но всегда начинал с себя. На уроке географии, говоря о народах, населяющих Европу, остановился на молдаванах, перешел к цыганам. Вспомнил, как будучи на курорте, посетил базар, где все цыганки узнали его. «Везде кликали: «Багадаев! Багадаев!» Подумал с гордостью: и здесь меня знают, а когда надоело, сказал одной из них: «Я Багадаев и что из этого?», в ответ услышал: «Позолоти ручку, погадаю».
От него я научился святой истине: «Прежде чем смеяться над кем-то, научись смеяться над собой».
В пятом и шестом классах русскому языку учил Николай Алексеевич Лархаев. Недавний выпускник университета, красивый и стройный, с острым, как бритва, языком. Словарный запас у него был, наверняка, не меньше, чем у Шекспира. Имя его и взрослые, и дети произносили с оттенком уважения. На его уроках всегда была тишина. Он никогда не повышал голоса, зато одна фраза стоила часа нравоучений. Как-то на перемене, потолкавшись в очереди, я купил пряник и, не успев съесть его, доедал на уроке. Мы проходили приставки «пре» и «при». Николай Алексеевич поднял меня рассказать о приставках и обратился к классу: «Обратите внимание, Балдаев ничего не может сказать, потому что у него во рту преприятнейшие пряники».
В то время в «Роман-газете» печатался роман Шолохова «Поднятая целина». Получив очередной номер, учитель обязательно делился впечатлениями. Мне на всю жизнь запомнился диалог Нагульнова и Разметнова: «Ты почему на прополку не ходил, Андрюха?», «Это же бабская работа». «Запомни, Андрюха, это наше общее дело. Пошлет меня партия белых гадов рубить, с удовольствием пойду. Отправит коров доить, без удовольствия, но пойду и с тех пор из-под нее проклятой не выйду, пока последнюю каплю не выдавлю». И вот это отношение к порученному делу у меня красной нитью прошло через всю мою жизнь. На один из уроков он пришел не выспавшийся и объяснил, что читал последний номер «Роман-газеты» с «Поднятой целиной». В нескольких словах рассказал о гибели своих любимых героев и прочитал конец произведения: «Вот и отпели донские соловьи дорогим сердцу моим С.Давыдову и М.Нагульнову, отзвенела им безымянная речушка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака, отшелестела поспевающая пшеница, вот и все». Я навсегда запомнил эти слова, выражение его глаз и его голос.
Алевтина Николаевна Мелешкина (Халматова) – учитель от Бога. Приехав в начале 50-х годов в Обусу по распределению, познакомилась с Сафроном Халматовым, полюбили друг друга. В 1955-м Сафрон начал готовить лес для постройки дома. Достроив его в 1961 году, привел молодую жену, т.е. 6 лет она ждала этого. Вот это верность, сродни лебединой. Ее ученик Валерий Анганов (А.Н. была классным руководителем), став уже подполковником милиции, рассказывал: «В 7 классе у меня на локте вельветовой куртки появилась дырка, и я стыдливо прижимал локоть к телу. А.Н. заметила это и через несколько дней пригласила домой, дала новую куртку и сказала, что купила Сафрону, она оказалась мала ему, а пока сын подрастет, из моды выйдет. Лишь повзрослев, я понял, что к чему».
А наша юная пионервожатая Анна Баторовна Болотова так старательно готовила все пионерские слеты, что они проходили очень интересно и запоминались надолго.
Учитель истории Андрей Аполлонович Иванов – невозмутимый, с бесстрастным, как у индейского вождя лицом, был инвалидом и тучным человеком. Как-то к его приходу за учительский стол поставили два стула, увидев это, он молча сел и произнес (перевод с бурятского): «Учитывая мои габариты, поставили 2 стула, это хорошо». И с тех пор у всех навсегда отпала охота что-либо сотворить подобное.
Воспитатель интерната Игнатий Андреевич Иванов организовал фотокружок и научил нас фотографировать, обрабатывать фотоматериалы и делать отпечатки. При этом он учил не только технике, но и искусству фотографии. Каждое утро, в 7 часов, в любую погоду выводил нас на улицу и делал с нами физзарядку. Тогда, конечно, он нам казался врагом народа, а если взглянуть с высоты сегодняшнего дня!
Семен Самсонович Богданов, обучаясь в педучилище, ушел в армию, как потом выяснилось, он воевал в Корее. Вернувшись домой, доучился и стал учителем физкультуры. В перерывах он всегда рассказывал о спорте, но не о войне и не о службе в армии. Когда появилась афиша фильма «Голубая стрела», он настойчиво рекомендовал сходить и посмотреть кинофильм, поясняя, что фильм о реактивном истребителе «Миг 15П». Лишь год назад, когда рассекретили информацию об участии этого самолета в корейской войне, я понял, что Семен Самсонович если и не принимал непосредственного участия в полетах и их подготовке, но имел информацию и не имел права разглашать ее. Но надо было видеть, как преображалось его лицо при упоминании марки самолета.
Учитель математики Федор Константинович Хазагаров, будучи давно уже немолодым человеком, ходил с нами в дальние пешие походы, к примеру, из Обусы через Кутанку и по таежной тропе до Табатая и обратно. Он много знал и умело рассказывал, так что расстояние казалось короче.
Учительница физики Мария Афанасьевна Кубрикова, молодая мать, находила дополнительное время для занятий с отстающими, вела физический кружок, где совмещала чистую теорию с практическими работами: учила как ставить выключатель, как соединять розетку и где должен быть предохранитель. Показывала, как устроены бытовые приборы и какие могут быть у них неисправности. По окончании 8 класса она подарила мне уникальный справочник «Физика. Техника. Производство». В 9-10 классах я с ним не разлучался, затем сыновья, а сейчас и внуки часто заглядывают туда. Учителя до сих пор удивляются: где его взяли? В нем собраны все физические величины и данные: от характеристики первой паровой машины Ползунова до космического корабля «Восток», от скорости улитки до скорости света, от массы атомов химических элементов до массы планет - гигантов и многое другое.
Директором школы с начала 60-х годов была Александра Яковлевна Ковалева, относилась ко мне как к взрослому и разговаривала как с взрослым, лишь один раз за все то время вместо нравоучений просто сказала: «Толя, больше так не делай».
Все любили тихую, добрую Агафью Ивановну Халматову.
Много добрых слов заслуживают учителя- языковеды, до фанатизма преданные своим предметам: Гуляшинова Мария Захаровна (русский язык и литература), Алексеева Ирина Степановна (бурятский язык), Убугунова Екатерина Ивановна (бурятский язык), Шадаева Александра Далбаевна (немецкий язык). Помню, как старательно прививал нам умения владеть столярным и плотницким инструментом учитель труда Еремей Янгутович Михайлов.
Не могу не рассказать о встрече с удивительным человеком, писателем- сказочником Аполлоном Иннокентьевичем Шадаевым, имя которого носит школа. В 1955 году он приехал в Обусу и обходил всех горхонцев – своих земляков (я также родился в Горхоне). Попросил показать табель успеваемости, увидев одни пятерки, подписал и подарил мне свою книгу «hанаамгай Yбэгэн», пожелал мне и в дальнейшем отличной учебы, рекомендовал летом вставать с восходом солнца, прислушиваться, с какой горы какая птичка запоет, в момент восхода приглядеться к цветущему лугу, где каждая росинка сверкает гранями драгоценных камней. Замечать, запоминать и записывать, может, так же станешь писателем. Конечно, говорил он на бурятском языке и звучало это гораздо складнее и красивее. Писателем я не стал, но уже 56 лет летом всегда встаю с восходом солнца и красоты природы мне не чужды.
Хочу пожелать нынешнему коллективу учителей: пусть и через 50 лет нынешние ученики также тепло вспоминают о вас! Существует термин: «свет далекой звезды» - звезда может давно погаснуть, а мы ее будем видеть до тех пор, пока последний импульс света не достигнет земли. В моем понимании, учителя, подобно тем далеким звездам, живут и после ухода от нас, во всяком случае, до тех пор, пока жив хоть один их ученик.
Балдаев Анатолий Марксович – выпускник Обусинской восьмилетней школы 1962 года, выпускник Бильчирской средней школы (золотой медалист), пенсионер
2020-10-09
Дорога жизни сельской труженицы2018-08-09
Торжество большой семьи2018-06-07
Я люблю свой детский сад, в нем полным-полно ребят2018-04-05
«Перспективы для развития у нас есть, и мы их постепенно реализовываем»2018-03-15
Постепенно шла к своей цели
Добавить вопрос