Здравствуйте Игорь! Да, можете. Напишите нам на электронный адрес zn-truda@yandex.ru
Как рассказывает дед: «Утром разбудил гул самолетов. Выскочил на улицу и поразился: очень много самолетов летели с востока на запад. Кто-то сказал, что вчера началась война, мы не поняли, что это такое, но почувствовали что-то страшное. Позже, когда ужесточилась дисциплина в школе, многие дети перестали посещать занятия, потому что всех мужчин призвали на фронт, а дети заменяли мужчин».
Всем стало очень трудно и тяжело, и для деда началось самое трудное время в его жизни. Эти годы врезались в память постоянным ощущением чувства голода и усталости.
Чтобы подольше протянуть муку, мать добавляла в неё лебеду, высушенные и перемолотые картофельные очистки. В еду шла крапива, кислица, дикий чеснок, щавель, еловые шишки. Но в первую очередь, конечно же, от голодной смерти спасала корова. Для коровы заготавливали веточный корм; на полях после жатвы собирали клочки оставленной соломы; серпами выкашивали траву из - под кустарников. Домой всё это переносили на себе. Увязывали в вязанку, взваливали её на плечо, и из последних сил, едва не падая под недетской ношей, несли для своей кормилицы.
Большим подспорьем были колоски, которые собирали на полях после жатвы. Но собирание колосков было дело рискованным, поскольку был запрет.
Шла война, мужчины до 55 лет все были на фронте, ушли на фронт и трое его старших братьев - Володя, Гриша и Лука, из них не вернулся Лука, погиб где-то под Курской дугой. Все сельские работы легли на плечи подростков, женщин и стариков.
- Если какого мужчину помоложе встретишь, значит, инвалид. Как тракторист Петр Владимирович Башинов, - вспоминает Дмитрий Леонтьевич, - у него пальца не было на правой руке, из-за этого и не взяли на фронт. Он был единственным взрослым среди нас, механизаторов. Трактористками работали Матвеева (Табитуева) Ольга Александровна, Никитина Ирина Ермолаевна и такие же подростки, как и я, Варламов Ким Владимирович, Иванов Ринчин Николаевич и другие.
И я не исключение, тоже начал работать в 1941 году в тринадцатилетнем возрасте на сеялке, пахарем.
В 1941 году окончил курсы трактористов при Бильчирской МТС, стал сам водить трактор, который топили чурками. Со мной работала прицепщицей девушка Люся, которая была эвакуирована из Белоруссии, оккупированной немцами.
Запрещалось во время посевной и уборочной уходить с полевого стана, так и жили по 15-30 дней. За работу получал 500-600 граммов хлеба в день и кормили 2-3 раза. Но молодость есть молодость, вечерами бегали после работы за 3 км в Улан-Ирхидей, в красном уголке танцевали ёхор, где не было света, а горели только две керосиновые лампы. Танцевали иногда и до утра, а утром с рассветом опять на работу.
Позже, закончив курсы комбайнеров при Тулунском ПТУ, сел на комбайн. Был самым молодым комбайнером в районе.
Ловкому, сноровистому пареньку техника послушно подчинялась, работал с азартом, с неуемным желанием делать все хорошо, выкладываясь до конца. Да и главный лозунг военного времени: «Все для фронта, все для Победы!» не давал расхолаживаться.
Я считаю, что мой дед является гордостью не только нашей семьи, но и гордостью моего села и нашего района. Он является примером не только для меня, но и для односельчан. Именно благодаря таким людям наша страна выжила в трудные годы и развивается на современном этапе.
Сейчас дед живет в Осе, ему уже 85 года. Он часто рассказывает мне о событиях тех далеких лет. Дед - настоящий герой, и его жизнь - это судьба целой страны, забывать которую нельзя.
2021-01-29
Студенчество – самая прекрасная пора в жизни2021-01-29
2 сыновей и 2 дочери2021-01-29
"Знаменка" дарит подарки подписчикам2020-12-11
Ракип Акчульпанов: «Плохих людей не бывает, бывают плохие поступки»2020-12-11
Работа по душе и призванию
Добавить вопрос